Как выбрать надувную лодку?
О покупке лодки рыболовы начинают заботиться еще зимой или в начале лета. Лодка является важным приобретением, которое должно послужить долго. Поэтому отношение к этому вопросу должно быть ответственное, тем более, что денег на такую покупку нужно выделить немало. Избавиться от плавсредства, которое оказалось неподходящим для вас, достаточно трудно – товар этот не такой ходовой. Зато правильно подобранная лодка прослужит долго, если соблюдать необходимые правила эксплуатации.
Сегодня для изготовления надувных лодок наиболее распространенным материалами являются ПВХ и хипалон, соответственно и разделяют лодки по материалу изготовления на два типа.
Сегодня для изготовления надувных лодок наиболее распространенным материалами являются ПВХ и хипалон, соответственно и разделяют лодки по материалу изготовления на два типа.
Лодки из хипалона
Лодки из хипалона – прочные и надежные. Хипалон – вид искусственной резины, для которой свойственны хорошие гидроизоляционные характеристики. Этот материал очень устойчив к разнообразным воздействиям внешней среды. Внутренняя поверхность хипалоновой лодки выстилается неопреном, который отделен тканевой прослойкой от основного материала. Благодаря этому прочность лодки повышается.
Лодки из ПВХ
Для изготовления этих лодок используется покрытая полихлорвинилом (ПВХ) ткань. Такие лодки очень легкие, ПВХ отлично поддается вулканизации, что очень хорошо для герметизации швов. К минусам таких лодок можно отнести определенные сложности при их ремонте.
Если стоит выбор – покупать лодку из ПВХ или металлическую, большинство рыболов отдает предпочтение первому варианту. При приблизительно одинаковых мореходных показателях, они намного удобнее в транспортировке.
ПВХ является эластичным и прочным материалом, практически не поддающимся воздействию влажной окружающей среды. Такие лодки не обязательно тщательно просушивать после каждой рыбалки. Правда, этот материал является чувствительным по отношению к солнечному свету. Чем дольше лодка будет находиться под воздействием солнечных лучей, тем больше ПВХ будет подвергаться разрушению. Конечно, этот процесс довольно длительный, и негативное воздействие будет проявляться постепенно. Правда, в последние годы производство материалов значительно продвинулось, хотя когда стоит ожидать появления ПВХ со 100% устойчивостью к солнечным лучам, сказать трудно. Поэтому при выборе лодки из ПВХ желательно отдавать предпочтение светлым оттенкам, вплоть до практически белого. Такой цвет является более устойчивым к воздействию ультрафиолета, отражая большую его часть. Маскировочные темно-зеленые тона нужны больше для охоты, в рыбалке они почти не существенны.
Если стоит выбор – покупать лодку из ПВХ или металлическую, большинство рыболов отдает предпочтение первому варианту. При приблизительно одинаковых мореходных показателях, они намного удобнее в транспортировке.
ПВХ является эластичным и прочным материалом, практически не поддающимся воздействию влажной окружающей среды. Такие лодки не обязательно тщательно просушивать после каждой рыбалки. Правда, этот материал является чувствительным по отношению к солнечному свету. Чем дольше лодка будет находиться под воздействием солнечных лучей, тем больше ПВХ будет подвергаться разрушению. Конечно, этот процесс довольно длительный, и негативное воздействие будет проявляться постепенно. Правда, в последние годы производство материалов значительно продвинулось, хотя когда стоит ожидать появления ПВХ со 100% устойчивостью к солнечным лучам, сказать трудно. Поэтому при выборе лодки из ПВХ желательно отдавать предпочтение светлым оттенкам, вплоть до практически белого. Такой цвет является более устойчивым к воздействию ультрафиолета, отражая большую его часть. Маскировочные темно-зеленые тона нужны больше для охоты, в рыбалке они почти не существенны.
На что следует обратить внимание при выборе лодки?
Лодки из ПВХ изготавливает большое число производителей, поэтому большое разнообразие моделей и ценовой разброс может поначалу сбить с толку. Безусловно, что идеальным вариантом будет приобретение лодки, изготовленной известным производителем. Качественные лодки производят как зарубежные, так и отечественные компании. Достаточно неплохая продукция может быть и китайского и корейского производства, если модель лицензионная. Правда, название будет несоответствующее, но копия может быть весьма качественной. Что касается цены, то ориентироваться следует на усредненную стоимость достойных внимания моделей. Если покупать более дешевую лодку, то сработает принцип: «Чуть дешевле – чуть хуже». Причем разница в «чуть-чуть» по цене может вылиться в полностью непригодную лодку, которая прослужит вам очень недолго.
Надувной или жесткий пол
На что нужно обратить внимание, если в магазине вам предлагают несколько моделей лодок из ПВХ, которые находятся в допустимом ценовом диапазоне и примерно одинаковые по стоимости? Первым делом, осмотрите конструкцию пайола (пола) лодки. Обычно это будет один из двух вариантов – надувное дно (аир-дек) или жесткий пол. Последний вариант предполагает использование фанеры, алюминия или пластика. У каждого из вариантов есть свои преимущества и недостатки, в зависимости от того, с какой стороны их рассматривать. Если вы обычно ловите один и только иногда вдвоем, на лодке установлен маломощный мотор (2-10 л.с.), то более удобным будет аирдек. Такую лодку легко собирать (особенно в одиночку), при этом ее вес значительно ниже, чем у собратьев с жестким полом. Лодка с надувным дном компактно упаковывается в одну сумку, что облегчает ее транспортировку.
Покупка лодки с жестким полом тем более оправдана, чем больший вес груза и пассажиров в лодке, а также, если планируется передвижение на значительные расстояния (что предусматривает установку и значительно более мощного мотора). Сборка лодки в таком случае не будет представлять больших трудностей – ведь с вами будет напарник. На воде лодка с жестким дном лучше держит курсовую устойчивость. В отличие от лодки с мягким полом, ее меньше трясет. Что касается срока эксплуатации, то у лодок с жестким полом он выше. В случае аирдека всегда есть опасность, что его можно поцарапать застрявшим в протекторе ботинок камешком, прожечь нечаянно упавшим угольком от сигареты. Аирдек также непригоден для режима глиссирования, то есть скольжения лодки по поверхности воды. Пока эта проблема остается актуальной, хотя ведутся разработки аирдека, который не уступал бы по своим характеристикам жесткому полу.
Остановив свой выбор на жестком полу, возникает вопрос – алюминий, фанера или пластик? Ответ на этот вопрос скорее связан с вашим вкусом, чем с практическими различиями. При должном эксплуатировании и фанера прослужит достаточно долго. Правда, такой пол нуждается в периодическом просушивании, также его желательно подкрашивать время от времени водостойким лаком.
Нередко рыболовы используют линолеум, которым устилается днище лодки. Это позволяет решить сразу несколько вопросов. Во-первых, линолеум надежно защищает пайол. Во-вторых, значительно облегчается промывка лодки после рыбалки, ведь грязь остается на линолеуме, а не на днище. Вообще, уход за лодкой из ПВХ предполагает, что ее необходимо часто промывать пресной водой с использованием моющих средств (обычная бытовая химия вполне подойдет). Особенно тщательное промывание необходимо перед тем, как лодка отправится на зимнее хранение. Слизь рыбы, которая попадает на днище и на борта лодки во время рыбалки, привлекает своим запахом грызунов. Мыши и крысы очень чувствительны к подобным запахам, эти животные могут прогрызть в лодке большие дыры. Нередко их размер таков, что лодка уже не подлежит ремонту. Так что тщательная промывка перед зимовкой просто необходима. Кроме этого, желательно хранить лодку в недоступном для грызунов месте.
Покупка лодки с жестким полом тем более оправдана, чем больший вес груза и пассажиров в лодке, а также, если планируется передвижение на значительные расстояния (что предусматривает установку и значительно более мощного мотора). Сборка лодки в таком случае не будет представлять больших трудностей – ведь с вами будет напарник. На воде лодка с жестким дном лучше держит курсовую устойчивость. В отличие от лодки с мягким полом, ее меньше трясет. Что касается срока эксплуатации, то у лодок с жестким полом он выше. В случае аирдека всегда есть опасность, что его можно поцарапать застрявшим в протекторе ботинок камешком, прожечь нечаянно упавшим угольком от сигареты. Аирдек также непригоден для режима глиссирования, то есть скольжения лодки по поверхности воды. Пока эта проблема остается актуальной, хотя ведутся разработки аирдека, который не уступал бы по своим характеристикам жесткому полу.
Остановив свой выбор на жестком полу, возникает вопрос – алюминий, фанера или пластик? Ответ на этот вопрос скорее связан с вашим вкусом, чем с практическими различиями. При должном эксплуатировании и фанера прослужит достаточно долго. Правда, такой пол нуждается в периодическом просушивании, также его желательно подкрашивать время от времени водостойким лаком.
Нередко рыболовы используют линолеум, которым устилается днище лодки. Это позволяет решить сразу несколько вопросов. Во-первых, линолеум надежно защищает пайол. Во-вторых, значительно облегчается промывка лодки после рыбалки, ведь грязь остается на линолеуме, а не на днище. Вообще, уход за лодкой из ПВХ предполагает, что ее необходимо часто промывать пресной водой с использованием моющих средств (обычная бытовая химия вполне подойдет). Особенно тщательное промывание необходимо перед тем, как лодка отправится на зимнее хранение. Слизь рыбы, которая попадает на днище и на борта лодки во время рыбалки, привлекает своим запахом грызунов. Мыши и крысы очень чувствительны к подобным запахам, эти животные могут прогрызть в лодке большие дыры. Нередко их размер таков, что лодка уже не подлежит ремонту. Так что тщательная промывка перед зимовкой просто необходима. Кроме этого, желательно хранить лодку в недоступном для грызунов месте.
Выбираем длину лодки
Следующий возникающий при выборе лодки вопрос – длина плавсредства. При приблизительно одинаковых прочих характеристиках, лучше брать лодку большей длины. Длина увеличивает не только грузоподъемность, но и позитивно влияет на характеристики глиссирования. Так что если стоит выбор: 300 или 280 см, то без сомнений выбираем первый вариант. Правда, вместе с длиной, как правило, растет и цена лодки, так что сильно разогнаться не получится.
Немаловажным является такой момент, как способность к глиссированию и насколько быстро лодка выходит в такой режим. В зависимости от модели лодки, скорость выхода на глиссер будет отличаться при одинаковых параметрах веса и длины. Уточнить детали можно у консультантов в магазине, также стоит поинтересоваться на форумах в Интернет или у друзей рыболовов. На аэродинамические характеристики особенно влияет форма надувного киля.
Подобрав подходящую модель, попросите продавцов в магазине накачать ее и провести полную сборку. Проинспектируйте поверхность – на баллонах не должно быть потертостей и складок, проверьте качество склеек. Также нужно внимательно осмотреть транец.
Именно к транцу крепится мотор, поэтому в лодке он является очень важным элементом. Лодку, к которой транец приклеен кусками ПВХ, брать не рекомендуется. Лучше вариант, когда на транец наклеены специальные резиновые накладки, которые непосредственно приклеиваются к баллонам. Такие накладки способны гасить вибрацию, возникающую при работе мотора, поэтому такой транец прослужит дольше. Большинством фирм изготовителей используется именно такая система крепления транца.
Немаловажным является такой момент, как способность к глиссированию и насколько быстро лодка выходит в такой режим. В зависимости от модели лодки, скорость выхода на глиссер будет отличаться при одинаковых параметрах веса и длины. Уточнить детали можно у консультантов в магазине, также стоит поинтересоваться на форумах в Интернет или у друзей рыболовов. На аэродинамические характеристики особенно влияет форма надувного киля.
Подобрав подходящую модель, попросите продавцов в магазине накачать ее и провести полную сборку. Проинспектируйте поверхность – на баллонах не должно быть потертостей и складок, проверьте качество склеек. Также нужно внимательно осмотреть транец.
Именно к транцу крепится мотор, поэтому в лодке он является очень важным элементом. Лодку, к которой транец приклеен кусками ПВХ, брать не рекомендуется. Лучше вариант, когда на транец наклеены специальные резиновые накладки, которые непосредственно приклеиваются к баллонам. Такие накладки способны гасить вибрацию, возникающую при работе мотора, поэтому такой транец прослужит дольше. Большинством фирм изготовителей используется именно такая система крепления транца.
Эксплуатация лодки из ПВХ
Накачать лодку штатным насосом-«лягушкой» до паспортного давления довольно трудно. Качать таким насосом нужно до тех пор, пока физически это возможно. Такая накачка достаточна, чтобы ездить без особых проблем на моторе средней мощности. Если вы решите повесить мотор помощнее, превышающий положенный по инструкции, то даже легкая недокачка приведет к тому, что во время движения по водной глади возникнет излишняя вибрация, а также сгибание стрингеров (крепежей пола). Поэтому лучше сразу приобрести двухходовой насос, по возможности, с манометром. С его помощью легко накачать баллоны до нужного давления. Без манометра давление можно проверить, надавив большим пальцем не баллон – от этого практически не должно возникать прогиба. В жаркий солнечный день воздух в баллонах может нагреться, поэтому их лучше, немного недокачивать. Хотя сегодня существуют клапаны, которые позволяют автоматически сбрасывать избыток воздуха при критическом давлении.
Регистрация и номерные знаки
Перед выездом на воду обязательно нужно зарегистрировать лодку в ГИМС. Там вам выдадут номера, которые необходимо нанести на борта лодки, а также в какое-нибудь скрытое место. Номер в скрытом месте – защита от воров, а не прихоть ГИМС. Как правило, скрытый номер наносят на днище под пайолом. Высота цифр и букв номера на бортах должна быть не менее 10 см. Можно для этого использовать пластиковые наклейки, водостойкие краски. В краску можно добавить немного клея ПВХ – если в будущем нужно будет продать лодку, номер легко сотрется. Можно также использовать маркер черного цвета. Правила ГИМС предусматривают, что в лодке всегда будет находиться комплект снаряжения, прописанный в паспорте плавсредства.
Выводы
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что оптимальным вариантом для лодки с аирдеком будет длина 280-330 см. Для того, чтобы везти лодку такой длины с 1-2 рыбаками, достаточно мотора в 4-10 л.с. Если вы рассчитываете перевозить больше 2 пассажиров и грузы, то длина лодки должна быть 330-390 см. Предпочтительна большая длина (360-390 см), тогда лодка будет глиссировать даже на малом ходу.
На большую лодку лучше сразу приобретать мотор нормальной мощности. Немало случаев, когда, решив сэкономить сейчас, рыбаки покупали мотор всего 6-8 л.с. Планируя заменить его на более мощный, когда появятся средства. В результате через 1-2 года такой мотор продавался всего 60-70% начальной стоимости, а новый мощный мотор оставался недоступным, поскольку цена значительно выросла в результате инфляции. Поэтому мощный мотор обходится значительно дороже, тут, как говорится, приходится дважды платить за скупость.
На большую лодку лучше сразу приобретать мотор нормальной мощности. Немало случаев, когда, решив сэкономить сейчас, рыбаки покупали мотор всего 6-8 л.с. Планируя заменить его на более мощный, когда появятся средства. В результате через 1-2 года такой мотор продавался всего 60-70% начальной стоимости, а новый мощный мотор оставался недоступным, поскольку цена значительно выросла в результате инфляции. Поэтому мощный мотор обходится значительно дороже, тут, как говорится, приходится дважды платить за скупость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий